Воскресенье, 24 Ноября
-11.5 °C
°C

Осадки: 0.0 мм
Давление: 766.3 мм рт.ст.
Ветер: NNW
Скорость ветра: 0.9
Влажность: 87%
Архив погоды
Права ребёнка

Опубликовано: 30.04.2020
Просмотров: 3410


Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированный в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это лицо, не достигшее восемнадцати лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.

 

На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.


Еще одним актом, защищающим права ребенка, является Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году,


Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»


В реальной жизни происходят ситуации нарушения прав ребенка, причем зачастую сами нарушители не осознают, что их действия идут вразрез с буквой закона и являются уголовно наказуемыми. Защищать нужно от взрослых, от сверстников и, порой, от самих себя.


С какими ситуациями приходится сталкиваться чаще всего? Взрослые считают допустимым шлепнуть ребенка за провинность – за дело ведь, накричать – а чтобы язык не распускал или лучше учился, назвать «идиотом», «тупицей». Действуя и благих побуждений,  они не видят в таких «воспитательных мерах» ничего предосудительного . А это самые настоящие проявления насилия – физического или психологического, которые и является самой распространенной формой нарушения прав ребенка.


К другим нарушений прав ребенка в семье относят ограничение свободы передвижения (наказание в виде запирания ребенка в комнате), порчу личных вещей, лишение еды.


Часто происходит и нарушение прав ребенка в школе. К сожалению, есть педагоги, которые другим воспитательным методам предпочитают запугивание, публичное унижение, оскорбление, систематическую и необоснованную критику. Во многих школах существует практика уборки кабинетов и пришкольной территории после уроков. Составляются графики, отслеживается посещение, отсутствующих на уборках подвергают различным «репрессиям».


Это также незаконно – детей могут попросить убрать в классе или на территории, они могут дать согласие, подтвердив его в письменной форме. Жестокость сверстников, в основном подростков, отдельная тема для разговора. Единственное, на что хотелось бы обратить внимание – это быть предельно внимательным к ребенку, стараться уловить все нестандартные проявления поведения; почаще «беседы беседовать»; вести диалог, а не просто расспросы; дабы не пропустить проблему. Проблемы в общении со сверстниками приводят к девиантному поведению, склонности к деструктивным поступкам и суицидальным попыткам. И здесь приходится спасать ребенка самого от себя.


Дети-сироты или дети, лишенные родительского попечительства, попадают в дома ребенка (с рождения до трех лет), а позднее – в детские Дома, Центры  или школы-интернаты. Основной задачей таких учреждений является социа­лизация воспитанников. Многие дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются в приемные семьи, под опеку или усыновляются.

Наиболее типичные  нарушения прав таких детей  - невыполнением государственных гарантий по финансовому содержанию; занижение норм государственного содержания детей в опекунских семьях, невыполнения федерального закона  «О дополнительных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»  в отношении внеочередного обеспечения жильем. Острота проблемы не уменьшается в части своевременных алиментных выплат на детей в полном объеме.  В результате нарушаются права детей на получение содержания от своих родителей.


Формы защиты прав ребенка в РФ


Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами и органами опеки и попечительства (ст.8 СК): прокуратура, органы внутренних дел.


Прокурор, защищая права детей, использует следующие способы:


·предъявление иска о лишении родительских прав (ст.70 СК), ограничении в родительских правах (ст.73 СК), об отмене усыновления ребенка (ст.142 СК);


· предъявление в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка (ст.21 Закона "О прокуратуре РФ");


· непосредственно участвуя в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка (ст.35 Закона "О прокуратуре РФ"; ст. ст.72, 73, 125, 140 СК РФ);


· внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона (ст.24, ст.25 Закона "О прокуратуре РФ");


· опротестование актов других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных законом (ст.23 Закона "О прокуратуре РФ").


Органы внутренних дел участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст.79 СК), а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей (пп.14 ст.10 Закона "О милиции", ст.3, 6 Указа Президента РФ "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ"). Также ОВД проводят индивидуальную профилактическую работу с семьями, в которых нарушаются права ребенка; с родителями, не исполняющими или ненадлежащем  исполняющими свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей; участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье; в необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав.


Защита прав ребенка в семье входит также в компетенцию Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Согласно ст.11 Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в обязанности этих комиссий входит:


· предъявление в суд иска о лишении и ограничении родительских прав;


· осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их безнадзорности, беспризорности;


· организация, в случае необходимости, контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних детей;


· подготовка материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с защитой прав ребенка в семье.


В соответствии со ст.121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Помимо этого, органы опеки и попечительства: предъявляют иск о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления, дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье, в соответствии со ст.79 СК участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей.


Приоритетным и наиболее распространенным способом защиты прав ребенка является административно-правовая защита, осуществляемая органами опеки и попечительства. Именно эти органы управомочены государством на выполнение защитных функций, которые осуществляются по-разному, в зависимости от конкретной ситуации.


Угроза жизни ребенка
 – это потенциально возможное событие, которое может привести к летальному исходу несовершеннолетнего человека. Угрозы жизни и здоровью в качестве преступления рассматриваются в Уголовном Кодексе Российской Федерации. Таким угрозам посвящена статья 119 данного нормативного акта. Однако в отношении угроз жизни и здоровью ребенка такого определения в указанном нормативном акте не содержится, но является опасным явлением и в зависимости от типа и реальности угрозы для реагирования на неё должны быть задействованы соответствующие государственные органы. Под угрозой жизни и здоровью ребенка следует понимать складывающиеся особым образом обстоятельства существования ребенка, которые могут привести к летальному исходу его жизни.


Принято различать несколько основных аспектов этого термина: медицинский, семейный, криминальный, социальный и угрозы жизни от игнорирования техники безопасности.


При этом к ответственности привлекаются только те лица, которые создают обстоятельства, угрожающие ребенку, в криминальном, семейном и социальном аспекте.


Медицинский аспект разрешается также при участии государства, например, с помощью предоставления медицинских услуг в соответствующих учреждениях, а также в виде предоставления специальных медицинских препаратов и лекарств.

 

Медицинский аспект угрозы жизни ребенка заключается в тяжелых заболеваниях, для устранения которых должны быть привлечены соответствующие лечебные заведения, специалисты и медикаменты. Лекарства на лечение ряда тяжелых заболеваний предоставляет государство, иначе покупать лекарства должны родители, если у них нет такой возможности, то в некоторых случаях они могут рассчитывать на помощь благотворительных фондов и общественности. Если речь идет о медицинском аспекте, то он выражен в наличии у ребенка тяжелых заболеваний, которые должны быть вылечены или в отношении них должны применяться специальные медицинские мероприятия.


В случае, если родители или другие уполномоченные лица, которые отвечают за представление интересов ребенка, отказываются от оказания медицинских услуг надлежащего качества, считается, что такие действия несут угрозу жизни и здоровью ребенка медицинского характера.

 

Семейный аспект угрозы жизни ребенка заключается в том, что сами родители или опекуны представляют реальную опасность для своих детей. Это могут быть прямые попытки убийства или создание детям условий несовместимых с жизнью либо неоказание помощи умирающему ребенку. Например, родители оставляют своих малолетних детей одних в холодном неотапливаемом доме без еды, что может привести к обморожению и смерти. В этом случае на защиту должны встать органы опеки, в обязанности которых входит контролировать неблагополучные семьи и по сигналу окружающих людей или самих детей изъять несовершеннолетних из опасной среды и обеспечить их защиту. Одним из таких вариантов является оставление ребенка или нескольких детей в неотапливаемом помещении на длительное время или без еды и воды, что может оказаться причиной смерти детей. Реакция на такие действия должна быть предпринята органами опеки и попечительства.


Как правило, их отвозят в детское государственное учреждение или больницу. В данном случае родителей могут полностью или частично лишить родительских прав. Если ребенок из-за прямой вины родителей погиб или получил тяжкие телесные повреждения, то отец и мать будут подвергнуты уголовной ответственности.


Криминальный аспект
 – это создание угрозы для ребенка в ее реальном виде со стороны окружающих людей, в том числе если такие обстоятельства были созданы непредумышленно, и которые могут привести к гибели ребенка по различным причинам. Нередко такие угрозы могут быть сопряжены с другими преступлениями в отношении жизни ребенка, например, похищением, угрозами, которые были высказаны с помощью сетей интернет или по телефону.


Такие обстоятельства должны изучаться органами полиции и следственного комитета, так как у них есть для этого все полномочия, в том числе направленные на осуществление необходимых оперативно-розыскных мероприятий.


Если имеются основания считать угрозы реальными и опасаться их реализации, такие угрозы наказываются обязательными работами (максимальное количество часов не может превышать четыреста восемьдесят часов), ограничением свободы (максимальный срок не превышает двух лет), принудительными работами (максимальный срок не может превысить двух лет), арестом (до шести месяцев) или лишением свободы (максимальный срок не может превышать двух лет).


Все эти виды наказания могут быть увеличены, если будут выявлены дополнительные признаки, которые ухудшают положение того человека, в отношении которого совершаются такие угрозы.


Что касается привлечения к ответственности в отношении лиц, которые создают угрозы ребенку в рамках нахождения в семье, то здесь главной мерой ответственности является использование статьи 77 Семейного Кодекса Российской Федерации, посвященная отобранию ребенка в случае выявления непосредственной угрозы его жизни и здоровью.


В соответствии с положениями этой статьи ребенка можно изъять без предварительной подготовки документов, если выявлен факт действительных угроз жизни и здоровью ребенка, либо становится известно, что ребенок действительно может погибнуть.


Порядок действий для привлечения к ответственности


Привлечь к ответственности за высказывание или фактическое создание угрозы для жизни и здоровья несовершеннолетних может только суд.


Для того, чтобы в этой инстанции дело было рассмотрено, необходимо предпринять определенный порядок действий.


Все мероприятия, направленные на привлечение к ответственности виновных лиц, осуществляют органы опеки и попечительства, так как этот государственный орган представляет интересы ребенка (в некоторых случаях самостоятельно, в некоторых – совместно с родителями или законными представителями ребенка).


Порядок действий в этом случае выглядит следующим образом:

  • Направление информации в органы опеки и попечительства о выявленном или известном факте создания таких условий, в которых ребенку угрожает непосредственная опасность гибели. Направить такую информацию может должностное лицо медицинского или образовательного учреждения, родственники ребенка, его опекуны или другие лица, которым не безразлична жизнь ребенка, а также состояние его здоровья.
  • Проведение проверки сотрудниками органов опеки и попечительства по факту предоставленной информации. Такая проверка, в случае, если угроза для ребенка является реальной, проводится параллельно с процедурой изъятия ребенка из семьи.
  • В течение семи дней после того, как ребенок был изъят из семьи, сотрудники органов опеки и попечительства обращаются в судебные органы для вынесения решения о лишении родительских прав. Ограничение в таких случаях не используется в качестве меры наказания, так как создание угрозы жизни и здоровью ребенка является основанием для лишения родительских прав тех лиц, которые допустили создание такой угрозы.


Если речь идет о криминальном аспекте создания угрозы жизни и здоровья ребенку
, то здесь рассмотрение будет происходить не только с привлечением органов опеки и попечительства, но и при полном содействии органов полиции, а также следственного комитета Российской Федерации. Но представление интересов ребенка осуществляется в суде, сотрудниками органов опеки и попечительства и прокурором района (присутствие последнего является обязательным и в гражданских, и в семейных делах, в которых затронуты в какой-то степени интересы ребенка).


Угроза жизни и здоровью ребенка в настоящее время – это совокупность событий, которые влекут за собой определенные правовые последствия.


Для того, чтобы привлечь к ответственности лиц, которые создают такие угрозы, есть две ключевые нормы права – статья 77 Семейного Кодекса и статья 119 Уголовного Кодекса Российской Федерации. Привлечение к ответственности осуществляется в соответствии с положениями Гражданского процессуального и Уголовно-процессуального Кодексов Российской Федерации.


Социальные угрозы жизни ребенка
– это поведение окружающих детей, обычно одного возраста или старше, которые могут нести смертельную опасность несовершеннолетнему человеку. Во-первых, могут заключаться в прямой угрозе жизни, ведь дети, а особенно подростки бывают очень агрессивны, жестоки и часто не могут рассчитать свои силы. Массовая драка, нападение нескольких человек на одного или схватка двух подростков может закончиться трагически. Во-вторых, это психологический контекст, когда ребенка травят и запугивают окружающие, и он не может получить защиту и поддержку со стороны родителей и других взрослых, то есть вероятность, что он изберет суицид. Подобные проблемы должны решаться при непосредственном участии родителей и привлечением психолога, школьных учителей, участкового милиционера. Здесь всегда важно вовремя рассмотреть проблему и предотвратить беду. Например, ваш ребенок часто приходит в синяках, имеет затравленный вид, замыкается в себе и не хочет ни о чем говорить – это всегда повод для беспокойства.


Угрозы, связанные с игнорированием техники безопасности – большей частью относятся к дошкольникам или младшим школьникам, родители которых допускают халатное отношение к ограничению опасных зон. Ключевые опасные зоны – это открытые окна выше первого этажа, кухонные плиты, электрические розетки, провода, электроприборы и всё то, что несет смертельную угрозу ребенку. Не всегда родители с внимательностью относятся к технике безопасности, особенно если в их семье не первый ребенок, ошибочно полагая, что если они вырастили первенца, то и со вторым автоматически всё будет в порядке. В данном случае проблема лежит полностью в компетенции родителей, которые должны обезопасить своих маленьких детей от роковых поступков.

Белогорск, Амурская область


| Назад | Печать
Официальный портал г.Белогорска. © 2024
Разработка и сопровождение: Отдел информационных технологий.

Система Orphus