Четверг, 25 Апреля
Роль присяжных заседателей в осуществлении правосудия

Опубликовано: 15.05.2018
Просмотров: 11015

Впервые в России суд присяжных был учрежден Судебной реформой 1864 года и просуществовал до 1917 года. Введение суда присяжных в то время было центральным звеном Судебной реформы, одной из составляющих искоренения сословного суда, формирования самостоятельной судебной власти и отделения еѐ от власти законодательной и исполнительной.

 

В начале 90-х годов прошлого столетия при обсуждении Концепции судебной реформы встал вопрос о формах участия граждан в осуществлении правосудия, о наиболее целесообразном составе суда, способном обеспечивать квалифицированное рассмотрение уголовных дел.

Радикальные настроения, преобладающие в то время в обществе, привели к тому, что в Концепции судебной реформы, принятой Верховным Советом РСФСР в 1991 году, было отдано предпочтение суду присяжных, в котором судебная коллегия присяжных заседателей самостоятельно, без участия профессионального судьи решает все основные вопросы, связанные с вынесением приговора. Так, присяжные заседатели в закрытом заседании и без участия профессионального судьи отвечают на вопросы о доказанности того, имело ли место преступное деяние, совершил ли его подсудимый, виновен ли подсудимый в совершении этого деяния. Соответственно, присяжные заседатели самостоятельно и независимо определяют судьбу подсудимого. К компетенции судьи при вынесении приговора отнесены лишь вопросы назначения наказания. Однако, и при назначении наказания, если присяжные заседатели решат, что подсудимый заслуживает снисхождения, председательствующий связан их мнением и не вправе не учитывать его.

Сторонники суда присяжных значимость и прогрессивность этой формы судопроизводства видят в том, что она оказывает большое влияние на укрепление независимости суда, на повышение доверия к нему, на развитие состязательных начал в правосудии, на усиление требовательности к объему предлагаемых доказательств вины подсудимого.

По окончании предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных пунктом 1 части 3 статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, следователь разъясняет обвиняемому его право на рассмотрение уголовного дела коллегией присяжных заседателей. В случае волеизъявления обвиняемого об избрании указанной формы судопроизводства, следователь и суд не вправе ему отказать.

Таким образом, по ходатайствам обвиняемых, в настоящее время Амурским областным судом с участием присяжных заседателей рассматриваются наиболее сложные, резонансные уголовные дела об убийствах, похищении человека, наиболее тяжких половых преступлениях и другие. Без вердикта присяжных заседателей судьи не вправе вынести приговоры за совершение наиболее тяжких преступлений.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 31.07.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях Федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» списки кандидатов в присяжные заседатели составляются исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований отдельно по каждому муниципальному образованию субъекта Российской Федерации на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» путем случайной выборки установленного числа граждан. При этом из числа отобранных граждан исключатся лица, которые не могут быть присяжными заседателями в соответствии с частью 2 статьи 3 настоящего Федерального Закона.

В соответствии с указанными списками граждане Российской Федерации приглашаются в суд для участия в судебном заседании в качестве присяжных заседателей, где из них формируется коллегия присяжных заседателей по конкретному уголовному делу.

Единовременно для формирования судебной коллегии по конкретному уголовному делу в суд приглашаются до 200 граждан. Однако, далеко не все являются по судебным повесткам.

К сожалению, граждане не всегда проявляют должную сознательность при участии в осуществлении правосудия. Вследствие их пассивности и неисполнения гражданского долга коллегия присяжных заседателей для рассмотрения уголовных дел формируется не сразу, что влечет отложение рассмотрения уголовного дела на более поздний срок.

Длительное нерассмотрение уголовного дела, как правило, приводит к тому, что утрачиваются доказательства, обстоятельства совершения преступления стираются из памяти потерпевших и свидетелей.

Стало быть, эффективность осуществления правосудия теперь напрямую зависит от сознательности граждан, которые потенциально могут быть присяжными заседателями.

Уважаемые граждане, только вы по закону можете признать виновными самых отъявленных преступников, только вы можете поставить точку в производстве по самым громким резонансным уголовным делам. Проявите сознательность, не оставляйте без внимания приглашения для участия в осуществлении правосудия, не будьте равнодушными.

В связи с рассматриваемой проблемой нельзя не вспомнить слова Юлиуса Фучика: «Не надо бояться врагов – в худшем случае они могут только убить. Не надо бояться друзей – в худшем случае они могут только предать. Бойтесь равнодушных, ибо это с их молчаливого согласия совершаются все предательства и убийства на планете…».

23 июня 2016 года Президентом России подписано несколько законов, направленных на дальнейшее реформирование судебной системы. В соответствии с Федеральным законом от 23.06.2016 № 209-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», с 01.06.2018 присяжные заседатели примут участие в рассмотрении наиболее сложных уголовных дел районными и городскими судами. В основном, это уголовные дела об убийствах и причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего.

Для рассмотрения уголовных дел судами области сформированы списки 7 тысяч кандидатов в присяжные заседатели.

Не все граждане Российской Федерации могут быть присяжными заседателями. В соответствии с требованиями Федерального Закона от 31.07.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях Федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица: не достигшие возраста 25 лет; имеющие непогашенную и неснятую судимость; признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

К рассмотрению уголовного дела в качестве присяжного заседателя не допускаются также лица: подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений; не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство; имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

На время исполнения обязанностей по осуществлению правосудия за присяжным заседателем по основному месту работы сохранятся гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя не допускаются.

За время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за этот период.

Кроме того, присяжному заседателю возмещаются судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда.

На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией Российской Федерации.

Работники прокуратуры области уже ощутили на себе, что поддержание государственного обвинения в суде с участием присяжных заседателей – ответственная и сложная работа. Не случайно еще в дореволюционной России выступление в суде с участием присяжных заседателей считалось честью для прокурора, свидетельством его высокого профессионализма.

Прокурорские работники понимают, что ошибочное решение, принятое государственным обвинителем, может привести к неправильному и несправедливому обвинительному или оправдательному вердикту коллегии присяжных заседателей и основанному на нем приговору суда, что может вызвать сильнейший негативный общественный резонанс.

Однако, привлечение граждан к осуществлению правосудия – необходимый и исторически обоснованный процесс.

Анализ развития государственности показывает, что наивысшего расцвета цивилизации достигали только те страны, где в управлении государством участвовал народ. Достаточно вспомнить Древний Рим и Древнюю Грецию. Но существует и более близкий для нас пример. Новгородская земля в лихую годину польско-литовского нашествия сплотила вокруг себя все земли русские, возглавила освободительное движение.

Господин Великий Новгород был силен именно тем, что управление в городе осуществляло Новгородское Вече, в то время, как в России и Европе господствовали монархические режимы.

Участие народных заседателей в рассмотрении уголовных дел судами в послереволюционной России также свидетельствует в пользу необходимости участия граждан в этом процессе. По сути своей, народные заседатели были помощниками судей, особенно при рассмотрении гражданских дел о расторжении брака, разделе имущества, взыскании алиментов на содержание детей и родителей, в других судебных процессах.

Народные заседатели – умудренные жизненным опытом представители народных масс, по мере участия в рассмотрении дел приобретали не только знания судебной практики, но и процессуального, а также материального права.

В результате участия в рассмотрении уголовных дел в качестве присяжных заседателей наши граждане приобретут и необходимый опыт и необходимые знания, в результате через 5-6 лет сформируется корпус присяжных заседателей, которые достойно смогут решать задачи правосудия.

Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» писал: «Мысль моя проста, если люди порочные тесно связаны между собой и составляют силу, то людям честным просто нужно сделать то же самое – объединиться». Только совместные усилия судей, работников правоохранительных органов и граждан позволят оградить общество от преступных посягательств.

 

 

Заместитель прокурора города                                                                      И.С. Волошина

Белогорск, Амурская область


| Назад | Печать

Карта сайта - Прокуратура

Официальный портал г.Белогорска. © 2024
Разработка и сопровождение: Отдел информационных технологий.