Граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций
(далее – ЧС), в том числе при наводнении.
Правом на получение единовременной материальной и финансовой помощи из федерального бюджета обладают граждане, признанные пострадавшими в результате ЧС и постоянно проживающие в населенном пункте, подвергшемся наводнению.
Выплаты из федерального бюджета осуществляются в следующих размерах:
- единовременная материальная помощь - 10 тыс. на человека без ограничения по количеству членов семьи;
- финансовая помощь в связи с частичной или полной утратой имущества первой необходимости – 100 тыс. на человека.
Правом на получение финансовой помощи из областного бюджета обладают:
- за частично утраченное имущество - граждане, постоянно проживающие в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате ЧС, при условии, что такой жилой дом (жилое помещение), земельный участок с расположенным на нем жилым домом (включая приусадебное хозяйство, огород) подтоплены водой в результате ЧС*.
- за полностью утраченное имущество - граждане, постоянно проживающие в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате ЧС. При условии, что такой жилой дом (жилое помещение) подтоплены водой в результате ЧС (при подъеме воды выше уровня пола помещения (первого этажа здания) с повреждением находящегося в нем имущества граждан)*.
* Критерии признания имущества полностью или частично пострадавшим в результате ЧС установлены Методическими рекомендациями, утвержденными протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве области по предупреждению и ликвидации ЧС от 23.08.2013 №21.
Выплаты из областного бюджета осуществляются в следующих размерах:
- единовременная материальная помощь – 10 тыс. на человека, но не более 50 тыс. на семью;
- финансовая помощь в связи с утратой имущества:
а) за частично утраченное имущество–50 тыс. на семью;
б) за полностью утраченное имущество – 100 тыс. на семью.
Для получения единовременной материальной и финансовой помощи из федерального и областного бюджета гражданам необходимо обратиться в местные администрации по месту жительства со следующими документами:
1) заявление о получении соответствующей помощи (всего составляется 4 заявления):
а) для получения выплат за счет средств федерального бюджета на имя губернатора области:
- на получение единовременной материальной помощи;
- на получение финансовой помощи в связи с частичной (полной) утратой имущества первой необходимости;
б) для получения выплат за счет средств областного бюджета на имя главы местной администрации:
- на получение единовременной материальной помощи;
- на получение финансовой помощи в связи с частичной (полной) утратой имущества;
2) документы, удостоверяющие личности гражданина и членов его семьи (паспорт; свидетельство о рождении – для лиц, не достигших 14 лет; в случае утраты паспорта – справка, удостоверяющая личность и выданная территориальными отделениями Федеральной миграционной службы России по Амурской области);
3) документы, подтверждающие факт постоянного проживания гражданина и членов семьи в населенном пункте, пострадавшем в результате ЧС - наводнению, на момент ЧС (документ с отметкой о регистрации по месту жительства либо решение суда об установлении факта проживания).
При этом для получения единовременной материальной и финансовой помощи за счет средств областного бюджета не требуется предоставление данных документов при предъявлении надлежаще оформленных документов о праве собственности на соответствующее жилое помещение.
4) иные документы по желанию гражданина.
На заметку!
В случае отсутствия документов, подтверждающих факт постоянного проживания в жилом помещении, пострадавшем в ЧС, гражданину необходимо обратиться в районный или городской суд с заявлением об установлении юридического факта постоянного проживания в жилом помещении, пострадавшем в чрезвычайной ситуации, по месту жительства с указанием для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.
Порядок и сроки рассмотрения заявления и принятия решения о включении в списки пострадавших (содержатся в Методических рекомендациях, утвержденных протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве области по предупреждению и ликвидации ЧС
от 23.08.2013 №21, и носят рекомендательный характер).
Комиссия, созданная местной администрацией в целях определения размера ущерба, в течение 3 календарных дней со дня поступления от гражданина заявления осуществляет обследование жилого помещения заявителя и составляет:
- акт обследования частного жилого помещения заявителя (для единовременной материальной помощи);
- акт обследования имущества граждан (для финансовой помощи).
Местная администрация составляет:
- справку о составе семьи заявителя;
- фотодокументы (при наличии возможности).
В течение 10 дней со дня проведения обследования жилого помещения гражданина местная администрация принимает решение о включении (не включении) гражданина в следующие списки:
1) список граждан, пострадавших в результате ЧС, на получение единовременной материальной помощи за счет средств областного бюджета;
2) список граждан, пострадавших в результате ЧС, сложившейся в результате прошедших ливневых дождей, сопровождавшихся паводками на территории Амурской области, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 1431-р, имеющих право на получение единовременной материальной помощи за счет средств федерального бюджета;
3) список граждан, пострадавших в результате ЧС, на получение финансовой помощи за счет средств областного бюджета;
4) список граждан, пострадавших в результате ЧС, сложившейся в результате прошедших ливневых дождей, сопровождавшихся паводками на территории Амурской области, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 1431-р, имеющих право на получение финансовой помощи за счет средств федерального бюджета.
При принятии местной администрацией решения о не включении гражданина в список (об отказе в предоставлении помощи) заявителю местной администрацией в течение суток со дня его принятия дается письменный отказ в удовлетворении поданных заявления (заявлений) с указанием причин отказа.
В данном случае граждане вправе обратиться в районные или городские суды по месту жительства с исковыми заявлениями о признании их пострадавшими в результате ЧС – наводнения в августе 2013 года на конкретной территории с указанием населенного пункта, сельсовета, района и включения в списки граждан, пострадавших в результате ЧС – наводнения в августе 2013 года.
Решение о включении гражданина в списки (предоставлении помощи) принимается местной администрацией также на основании решения суда.
Решение местной администрации о включении гражданина в список (за исключением помощи, предоставляемой за счет средств федерального бюджета) является основанием для предоставления соответствующего вида помощи.
Предоставление помощи гражданам за счет средств федерального бюджета осуществляется после предоставления соответствующих средств областному бюджету из федерального бюджета.
Важно!
Действующим законодательством срок предоставления заявлений и обосновывающих документов для граждан не установлен.
Вместе с тем такие сроки установлены для органов местного самоуправления, которые должны представить обосновывающие документы в течение одного месяца со дня соответствующего поручения губернатора области (для выделения бюджетных средств из областного бюджета).
Органы государственной власти области должны представить обосновывающие документы в течение одного месяца со дня подписания поручения Председателя Правительства РФ или одного из заместителей Председателя Правительства РФ (для выделения бюджетных средств из федерального бюджета).
Во избежание судебных споров гражданам желательно обращаться с заявлением и обосновывающими документами в указанные сроки.
Кроме того, с целью компенсации ущерба гражданам при утрате жилья Указом Президента РФ от 31.08.2013 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» Правительству РФ поручено:
- до 30.09.2013 принять меры по отселению жителей из мест затопления при утрате жилья, а в случае отсутствия необходимости отселения предусмотреть выделение средств на капитальный ремонт поврежденного жилья, исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра жилья 5 тыс. рублей (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру), и определить порядок выделения указанных средств. В настоящее время, порядок Правительством РФ не определен;
- до 15.10.2013 решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами. Вопрос решается Правительством РФ.
По всем возникающим вопросам граждане могут обращаться во Временную приемную Генерального прокурора Российской Федерации, которая с 17.08.2013 создана и функционирует в прокуратуре Амурской области (адрес: г. Благовещенск, ул. Пионерская, 37, кабинет № 2).
Прием граждан по вопросам, связанным с нарушением законодательства и прав граждан в условиях сложной гидрологической ситуации в области, ведется ежедневно, включая выходные дни, с 9-00 до 18-00.
Для подачи заявления гражданам необходимо иметь при себе:
паспорт (либо другой документ, удостоверяющий личность),
оформленное письменное заявление на имя Генерального прокурора Российской Федерации (при необходимости оказывается помощь по подготовке такого заявления), в котором обязательно должны содержаться ФИО заявителя (представителя), адрес (юридический адрес, желательно контактный телефон, краткое содержание существа вопроса, в чем заключается нарушение закона либо прав,
при наличии - копии документов (поданного заявления в уполномоченный орган по рассматриваемому вопросу, отказа в удовлетворении заявления органом власти либо местного самоуправления, либо другого ведомства, ответа, ранее данного органами прокуратуры города (района) по рассматриваемому вопросу и т.д.).
Нормативное правовое регулирование:
- Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
- постановление Правительства РФ от 13.10.2008 № 750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий»;
- распоряжение Правительства РФ от 15.08.2013 № 1431-р Об оказании помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате прошедших в летний период 2013 г. на территориях Республики Башкортостан, Республики Саха (Якутия), Приморского края, Хабаровского края, Еврейской автономной области, Амурской области и Челябинской области ливневых дождей, сопровождавшихся паводками;
- указ Президента РФ от 31.08.2013 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области»;
- методические рекомендации по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденные заместителем министра Российской Федерации Чуприяном А.П. от 02.11.2010 № 2-4-60-12-22;
- Закон Амурской области от 06.03.1997 № 151-ОЗ «О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
- постановление Правительства Амурской области от 26.05.2009 № 214
(в ред. от 16.08.2013 № 371) «Об утверждении Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области»;
- распоряжение губернатора Амурской области от 23.07.2013 № 123-р «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области»
(в редакции от 15.08.2013 № 141-р);
- приказ управления гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области от 10.09.2009 № 102-п (в редакции от 22.08.2013 № 25-п), которым утвержден Перечень обосновывающих документов, предоставляемых для выделения средств из резервного фонда Правительства Амурской области, и Правила оформления обосновывающих документов, предоставляемых для выделения средств из резервного фонда Правительства Амурской области;
- методические рекомендации по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области, утвержденные протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 23.08.2013
№ 21.
Белогорск, Амурская область